Страхование автомобиля ОСАГО. Пробелы в законодательстве

Страхование автомобиля ОСАГО. Пробелы в законодательстве
27 Июн / 2013

Взаимоотношения между страховой компанией и клиентом давно стали предметом споров в судах. Несмотря на кажущуюся прозрачность и исчерпывающее, на первый взгляд, содержание договора страхования, страховщики регулярно нарушают права своих клиентов, пользуясь обширными пробелами в законодательстве. Что говорить о недобросовестных страховщиках, которые исчезают через год-полтора с деньгами клиентов, если даже крупные и авторитетные компании не гнушаются сокращать свои расходы за счет своих клиентов.

В этой заметке мы рассмотрим самое распространенное нарушение прав страхователя – уменьшение страхового возмещения.

С таким явлением столкнулся едва ли ни каждый автовладелец, который обратился в компанию после наступления страхового случая. Страховщик проводит оценку повреждений, после которой выясняется, что на эти деньги что-либо восстановить нереально. Как поступить в данной ситуации? Не восстанавливать же поврежденный автомобиль за свой счет?

Рассматривая каждый подобный случай, необходимо обратить внимание на то, о каком именно виде страхования заключили договор страховщик и страхователь. Так как ОСАГО является обязательным видом страхования для каждого автовладельца, то и спорных ситуаций здесь возникает гораздо больше. Поэтому для начала рассмотрим аспекты обязательного страхования.

Итак, отношения страховщика и клиента по договорам ОСАГО регулируются Федеральным законом № 40-ФЗ, от 25.04.2002. Однако, в нем ни слова не сказано о критериях оценки поврежденного имущества. Как быть? На помощь к нам приходит Гражданский кодекс, статья 15:

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также не полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Что это значит для обычного человека, а не профессионального юриста? В переводе с юридического языка, это означает, что страхователь, чьи права были нарушены, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков. Оценивать эти убытки страхователь может с помощью эксперта. Если автомобиль не старше пяти лет и степень его износа не более 40%, то страхователь вправе требовать от страховой компании и возмещения утраты товарной стоимости (УТС). Таким образом, страхователь может полностью возместить свои убытки в полном размере. Есть только одна существенная оговорка – возмещение убытков происходит через суд. И если страхователь разбирается в правовых аспектах, то ему не составит труда защитить свои права самостоятельно. Если нет, то разрешить ситуацию можно только юрист.

Стоит ли овчина выделки? Однозначный ответ – «да». Судя по практике, страховые компании не доплачивают своим клиентам от 30 до 50% от размера страхового возмещения. Сидеть у разбитого корыта месяцами или в кратчайшие сроки восстановить свой автомобиль – решать вам.

Если после прочтения у Вас появились вопросы или желание обратиться за услугами к нашему специалисту: адвокат, Вы попадете в хорошие руки. Наша адвокатская контора имеет лучших специалистов с многолетним положительным опытом защиты своих клиентов в судах.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ею с друзьями: